История Архитектура Идеи Начала Традиции Галерея |
История Архитектура История храма св. Ирины в КонстантинополеАрхитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун (Дворец Дочери Фараона)Базилика в КурсиАфродисия - от культа Афродиты до города РаспятияЭфес - столица провинции АзияПергам - античное царство и город потерянной библиотекиЛегендарные руины ТроиНа берегах античного Меандра Идеи и технологии Традиции Азы и начала Галерея | Базилика в Курси. Сохранность и реставрации.Светлана Тарханова Открытие Курси принадлежит археологу М. Нану (M. Nun): во время своей работы над историей и археологией галилейских портов он обратил внимание на остатки некоего византийского комплекса недалеко от строящейся дороги из кибуца Айн-Гев в сторону Голанских высот. Это произошло в 1970 г., после чего Департаментом Древностей и Музеев был организован первый археологический сезон в июле-августе того же года под руководством Урмана Д. (Urman D.). Второй сезон между ноябрем 1971 и январем 1972 возглавлял Тсаферис В. (Tsaferis V.) и Урман Д. (Urman D.). В результате этих основных, но не окончательных работ была открыта базилика с атриумом и частично окружающие ее постройки жилого характера. Археологические раскопки в Курси продолжаются до сих пор: последний сезон проводился в 2003 г. (Mendel Nun, V. Tzaferis), когда было открыто несколько монастырских помещений вокруг храма. От базилики и атриума остался только фундамент и частично стены, которые только лишь участками не превышали высоту 1.5 м. Все колонны были повалены и расколоты, вероятно, после нашествий персов и арабов в VII в. и при землетрясении 749 г. (после чего монастырь был окончательно заброшен). Достаточно неплохо сохранились две коринфские капители из белого известняка. От двух алтарных преград – в центральном нефе и в боковой капелле – остались только небольшие мраморные осколки плит с рельефными изображениями крестов и флоральных мотивов и три мраморные опоры, квадратные в разрезе, с традиционными профилировками. Не совсем ясно происхождение узких базальтовых колонок с небольшими валами, которые дошли до наших дней в виде шести отдельных частей. Одна из них имеет двойной (лестничный) вал, который плавно расширяется к основанию и приобретает четверо-угольную форму, подобную той, что имеют в некоторых случаях верхние части ионических капителей. (Сложность реконструкции престола в данном случае заключается в том, что колонка расколота и та часть, которая расширяется к основанию, более широкая по диаметру и, по моему предположению, служила нижней опорой. Плита престола могла быть полукруглой или круглой формы, небольшой, в соответствии с размерами и формой самого алтаря.)
Мозаики также существенно повреждены, при чем не только падением колонн (следы утрат в боковых нефах расположены по диагоналям), но и руками жителей Курси, вероятно, уже не христиан, которые пережигали немногочисленные мраморные детали на известь (из 800 квадр. метров мозаичного ковра сохранилось лишь 60%, наиболее серьезные утраты в центральном нефе и восточной части атриума, где остались лишь следы былого декора). В северной галерее была устроена маслодавильня, в результате чего мозаичные полы там утрачены полностью. Современный облик памятника при средней высоте стен около 4-5 метров, с поставленными на базы колоннами и водруженными на них капителями, с реконструированными арочными перемычками между опорами, с алтарной аркой, с укрепленными тессерами мозаик и фундаментом там, где мозаики утрачены – это результат серьезных реставрационных работ. Данная реставрация оказалась в меру деликатной: собственно, она не затронула важных или спорных моментов, таких как наличие окон, верхних галерей, высоты и конструкции перекрытий, формы дверей и т.д. То есть реставраторы просто нарастили стены на ту высоту, где подобные вопросы еще просто не возникали (за исключением вопроса относительно оконных проемов – об этом ниже). Нужно отметить, что сохранившаяся кладка несколько отличается от новой: цвет старых камней утратил былую яркость и выглядит более матовым по сравнению с изготовленными непосредственно для реставрации квадрами (сыграли свою рольне только время и место хранения, но и цементная обмазка); местами на них сохранились даже фаски по краям, правда, нанесены они грубо. Нижний ряд чуть выше и массивнее, чем последующие; общая форма квадров склоняется к прямоугольной, вытянутой по горизонтали, в результате чего возникает четкий ритм рядов, в то время как новая кладка (в ней местами использованы и старые камни, если судить по колориту) – состоит из более крупных квадров, их форма скорее стремится к квадратной, и оригинальный горизонтальный ритм кладки утрачен – новый более аморфный. Оконные проемы были, скорее всего, простыми по оформлению, так как не обнаружено никаких оконных перемычек и ортостатов. Возведение стен на столь большую высоту (до 4-5 м), оказалось хотя и эффектным решением, но спорным: обычно, на таком уровне уже располагались окна, и по боковым стенам, и в алтаре; в Курси же возведены глухие стены, что не может не бросаться в глаза и не накладывать на облик постройки отпечаток искусственности. Дверные проемы как по главному фасаду, так и внутри здания также лишены декора. Хотя ни одна колонна не сохранилась in situ, но нижние плиты, игравшие роль небольших пьедесталов, и сами базы не были перемещены (за исключением крайней восточной плиты в южном ряду и крайней западной в северном), что позволило восстановить облик колоннад. Только лишь четыре из всех колонн удалось восстановить целиком, с валами как в нижней, так и в верхней частях ствола. Реконструкция алтарных преград, с одной стороны, вполне ясна и традиционна для раннехристианского периода: по периметру солеи были установлены опоры, с проходом по центру и алтарными плитами с рельефными украшениями по бокам. С другой стороны, стилобаты сохранились настолько плохо, что невозможно восстановить сколько-нибудь конкретный облик преграды. К тому же, все три опоры разной высоты и разного набора профилировок, и, вероятнее всего, они принадлежали двум алтарным преградам (в центральном нефе и в южной капелле). Описанные выше остатки базальтовых колонок, массивные и крупные по диаметру, по моему предположению, могли принадлежать либо амвону, либо киворию над престолом. Реконструированный арочный способ перекрытий между опорами не вызывает сомнений, отвечая сирийскому архитектурному типу базилики. Так же интерколумнии и высота колонн не отличаются равномерностью, и вряд ли они могли нести антаблемент, детали которого не найдены. Сложность реконструкции престола в данном случае заключается в том, что колонка расколота и та часть, которая расширяется к основанию, более широкая по диаметру и, по моему предположению, служила нижней опорой. Плита престола могла быть полукруглой или круглой формы, небольшой, в соответствии с размерами и формой самого алтаря. Фото автора Клуб интеллектуалов и эрудитов ХОУПФИШ представляет на страницах своего сайта заметки по истории искусства и архитектуры. Редакция сайта размещает на сайте материалы о неожиданных и набанальных сторонах истории искусств, художественных полотен, зданий и построек.
|
© Строительные истории, 2010-2024. Строительство, ремонт, история развития строительных технологий, справочные данные |
Карта сайта |