История Архитектура Идеи Начала Традиции Галерея |
История Архитектура История храма св. Ирины в КонстантинополеАрхитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун (Дворец Дочери Фараона)Базилика в КурсиАфродисия - от культа Афродиты до города РаспятияЭфес - столица провинции АзияПергам - античное царство и город потерянной библиотекиЛегендарные руины ТроиНа берегах античного Меандра Идеи и технологии Традиции Азы и начала Галерея | Базилика в Курси. Строительная техника и внутреннее убранствоСветлана Тарханова Строительная техника.Основной строительный материал – твердый, крупнозернистый и труднообрабатываемый базальт, местная порода вулканического происхождения; из нее возведены стены памятника, вымощены полы атриума и дорога, ведущая к нему. Средний размер квадров стенной кладки сравнительно небольшой и приближается к стандартному объему римского кирпича (0,297х0,445 м = 1х1,5 фут). Техника кладки трехслойная и традиционная для сирийских кругов: между двумя рядами камней, обработанных со внешней стороны и необработанных со внутренней, залит раствор со строительным ломом и мелкими камнями (техника римского эмплектона по Витрувию [1]). Основание под мозаичный декор полов также трехслойное: нижний слой из крупных камней и земли, средний из более мелких на растворе, верхний, в который монтировались тессеры, – простая штукатурка. Толщина всех трех слоев составляет лишь 20 см.
В постройке обильно использовался известняк палестинского происхождения золотистого оттенка : для монолитных колонн, капителей, баз, алтарных преград и напольных мозаик. Исключение составляет одна из колонок алтарной преграды, которая имеет серовато-голубоватые прожилки и напоминает проконесский мрамор (константинопольского происхождения). Различные размеры и профилировки данных архитектурных элементов свидетельствуют о том, что большинство из них были использованы вторично (т.н. spolia) и в предыдущий этап своего существования принадлежали греко-римской постройке.
Только две из колонн украшены рельефными выступающими крестами и были, таким образом, изготовлены специально для христианской постройки. (На других – остались небольшие углубления от металлических или деревянных крестиков, крепившихся к ним). Такая рельефная деталь часто встречается в раннехристианской архитектуре Греции и островов Эгейского моря . Колористический набор мозаик богат: в них использованы различные виды мраморов: красных (терракотовых), желтых, белых, черных и синих оттенков. Судя по технике, здесь работали две мозаичные школы: в центральном нефе набор более мелкий и изящный (225 тессер на 10 кв.см) в сравнении с остальной мозаикой (90-100 тессер на кв.см). Стены были обмазаны штукатуркой и побелкой, следы от которых до сих пор местами сохранились. Сверху был нанесен легкий пигментный рисунок с простыми орнаментальными мотивами. Убранство.От алтарных преград сохранилось несколько деталей. Среди них столбик из проконесского мрамора, квадратный в поперечном сечении (высота – 118 см), со сложными рельефными профилировками по бокам. Его верхняя часть отбита, но была, скорее всего, увенчана вторым ярусом круглой колонки. Столбик был вырезан высококвалифицированными мастерами, столичное происхождение которых наиболее вероятно. Второй сохранившийся столбик вырезан из известняка. Его высота чуть меньше (87 см), а профилировки сделаны менее искусно и не так старательно, что выдает руку местного мастера, копировавшего привезенную деталь. От мраморных алтарных плит сохранились лишь фрагменты, но их резьба и материал очевидным образом указывают также на столичное происхождение.
Четыре базальтовые колонки, круглые в разрезе, служили, скорее всего, для устройства амвона. Если он существовал, то квадратная в плане платформа должна была поддерживаться 4-мя столбиками по углам. [2] Главное декоративное богатство базилики – это мозаичный пол, один из самых богатых и высоких по качеству исполнения в Палестине. Он покрывал всю поверхность пола в базилике, включая все три нефа наоса, пастофории и галереи и даже западный поперечный неф атриума. Композиции мозаичного рисунка построены на геометрии, строго соотнесенной с архитектурой. Пол атриума выложен базальтовыми полированными плитами в подражание мраморным.
Интерьер базилики построен на красивом сочетании двух контрастных оттенков белого мрамора и темного базальта. Но оно нивелируется за счет того, что стены базилики с внутренней стороны были покрыты светлой штукатуркой, расписанной легкими оттенками минеральных красок, перекликающимися с палитрой каменных тессер мозаики. Растительные, геометрические и зооморфные мотивы, разнообразные орнаменты настенных росписей и напольных мозаик создавали тонкое, светлое и уравновешенное пространство интерьера, которое освещалось через небольшие оконные проемы, от огня светильников и свечей. Наверное, о подобном образе храма Софроний, патриарх Иерусалимский (VII в.), написал: «крыша Храма есть образ видимого неба, а светильники, подвешенные к нему, – образ имеют горящих звезд» [3]. Литература: Фото автора Приглашаем на сайт Формула дизайна, где собраны статьи, информационные материалы и обзоры по различным направлениям искусства дизайна, в том числе исторические статьи об истории тех или иных архитектурных сооружений, заметки о традициях дизайна различных эпох и культур. Сайт рассчитан на аудиторию заинтересованных читателей и специалистов. Следующая страница: Базилика в Курси. Композиция памятника
|
© Строительные истории, 2010-2024. Строительство, ремонт, история развития строительных технологий, справочные данные |
Карта сайта |