История         Архитектура         Идеи          Начала         Традиции         Галерея          
 

История

Архитектура
История храма св. Ирины в КонстантинополеАрхитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун (Дворец Дочери Фараона)Базилика в КурсиАфродисия - от культа Афродиты до города РаспятияЭфес - столица провинции АзияПергам - античное царство и город потерянной библиотекиЛегендарные руины ТроиНа берегах античного Меандра
Идеи и технологии

Традиции

Азы и начала

Галерея





На берегах античного Меандра

Руины древнего города Милета лежат на холме, омываемом водами Бююк Мендереса ( античный Меандр ), вблизи побережья Эгейского моря, на территории современной Турции. Также как и в случае с находящейся поблизости Приеной, заиление реки сыграло значительную роль в историческом и экономическом формировании города. Огромное количество археологических находок микенской эпохи свидетельствует о том, что здесь в середине второго тысячелетия до н.э. существовала микенская колония. Со временем она стала крупным ионийским торговым центром. По мере расширения торговой деятельности город основывал все новые колонии по берегам Средиземного и Черного морей. Милет процветал также и в области культуры: здесь родились философы Анаксимандр и Анаксимен, историк и географ Гекатей, архитекторы Иннодам и Исидор. Когда город попал под власть персов, он был стерт с лица земли, так как население Милета оказывало упорное сопротивление завоевателям. Впоследствии город был восстановлен. Став частью Римской империи (II в. до н.э.), Милет вновь обрел свою былую славу, которой вскоре лишился в связи с тем, что утратил свое значение торгового порта из-за заиления речного русла и песчаных заносов. Археологические исследования в районе Милета, начатые на рубеже прошлого и настоящего столетий, все еще продолжаются.
Главной достопримечательностью Милета являeтcя Театр, раскинувшийся на высоком холме в окружении прекрасного ландшафта. Он был построен приблизительно в IV веке до н.э., а в эллинистическую эпоху расширен (мог вместить до 5300 зрителей). Настоящие размеры театр приобрел во время реконструкции, предпринятой в эпоху Римской империи (II в. н.э.), что позволило ему принимать до 15000 зрителей.
Чуть дальше можно видеть фрагменты двух огромных статуй львов, охранявших вход в гавань. Святилище Аполлона Дельфийского было основным местом культа в Милете. Оно было построено еще в древние времена, а в эпоху эллинизма было реконструировано в дорическом стиле; в римский период портики были переделаны на коринфские. Из других значительных памятников прошлого нужно отметить Булевтерий, воздвигнутый, но всей вероятности, при Антиохе Эпифании, сирийском царе (2-я половина II в. н.э.), южную Агору (рыночную площадь, построенную в эпоху эллинизма) и Стадион (II в. до н.э.), который вмещал 15000 зрителей. Недалеко от южной агоры находится Мечеть Ильяс-Бея (XV в.). Это квадратное в плане здание с огромным куполом отличается изяществом архитектурных форм, а также насыщенным декором, в частности обилием мраморных скульптурных рельефов. Особого внимания заслуживает молельная ниша (мих-раб).
Термы Фаустины названы в честь жены императора Марка Аврелия: дар императора городу во 2-й половине II века н.э. Ансамбль терм довольно хорошо сохранился. Он лежит несколько изолированно от городской сети прямоугольных улиц, спроектированных архитектором Иннодамом. Центральный двор терм был окружен коринфскими колоннами. В палестру — гимнастический зал — можно было пройти через аподитериум — зал для раздевания, где стояли статуи Муз (в настоящее время находятся в Музее Стамбула). Из залов, относящихся непосредственно к баням, следует упомянуть фригидарий, украшенный скульптурами (в прошлом фонтаны центрального бассейна); кальдарий который включал два зала, заканчивающиеся апсидами и снабженные подземной ночью для подогрева воды; и тепидарий.

Храм Аполлона в Дидиме.

В древние времена от порта Дидим и его знаменитого храма к Милету пролегала Священная дорога. В конце дороги по обеим ее сторонам были установлены статуи священнослужителей и сидящих львов (сейчас находятся в Британском музее Лондона). Датировка Священной дороги — ориентировочно VI век до н.э. — подтверждает гипотезу о существовании небольшого архаического храма задолго до основания здесь грандиозного сооружения, посвященного культу Аполлона. И действительно, внутри храма можно увидеть остатки первоначального древнего строения.

Это священное место было очень почитаемым в давние времена. Начиная с VI века до н.э. сильные мира сего и властелины жертвовали храму дары, сравнимые разве что с теми, которые приносили знаменитому Дельфийскому оракулу. Как утверждает Павсаний, в Дидимах, как и во многих других центрах Малой Азии, греки заменили все местные культы поклонения на свои собственные. По всей видимости, это священное место поклонения Аполлону существовало еще до основания здесь ионийских поселений. Статуя Аполлона, укрощающего оленя, найденная при раскопках храма, была поставлена в одни ряд с религиозными моделями, восходящими к хеттской и анатолийской цивилизациям. Еще одно подтверждение существования культа поклонения Аполлону задолго до греческой цивилизации можно найти в "Илиаде" Гомера. История археологических исследований храма началась не так давно — в конце 60-х гг. 20 века. Раскопки, предпринятые немецкими археологами, дали возможность обнаружить основание одной из стен периметра святилища, построенного предположительно в VIII или VII вв. до н.э. Последующее обнаружение колоннады, относящейся к концу VII века до н.э., позволяет сделать вывод, что первоначальное здание храма было расширено. Древний храм был сожжен персами в начале V века до н.э.

Но после покорения Анатолии Александром Великим на этом месте было возведено еще более монументальное сооружение.
Дидимский Храм Аполлона является одним из наиболее грандиозных античных храмов эллинской цивилизации, уступая только Артемисию в Эфесе и Храму Геры на острове Самос. И сегодня, глядя на эти величественные руины ионической колоннады, можно представить себе, сколь великолепен был этот древний храм. Хотя работы по его строительству продолжались с III века до н.э. вплоть до римского периода, храм так и не был завершен. Собственно святилище было окружено портиком с двумя рядами колонн, некоторые из них пережили века и устояли во время землетрясений, сохранив свои канители и архитавры в их первозданной красоте. Святилище, где были обнаружены пророчества Аполлону, отделано мрамором, привезенным с островов Эгейского моря.

Из элементов декорировки храма особенно следует отметить бюсты богов — Аполлона, Зевса, Артемиды и Лето, а также канители, украшенные головами грифонов и быков, которые наряду с головой Медузы являлись частью фриза на архитраве. Все это образцы скульптуры II века н.э. Недалеко от храма были также обнаружены руины Стадиона с семью рядами сидений. Очевидно, он использовался для проведения ритуальных игр и состязаний, сопровождавших храмовые службы. На некоторых сиденьях высечены имена, датируемые эпохой эллинизма.

Приена

Археологическая зона Приемы расположена в верхней части наносной равнины, образованной водами античного Меандра.
По дошедшим до нас историческим сведениям, здесь некогда находилось греческое (ионийское) поселение. Развитие древнего города происходило на полуострове, имевшем две гавани. Именно в Приене в начале VI веке до н.э. жил философ Биас, которого ставят в один ряд с семью мудрецами древности. В начале V века Приена была разрушена персами, а в середине IV века ее подняли из руин афиняне, после чего судьба города всецело зависела от могущественных Афин. Процветавший приморский город, раскинувшийся вокруг своего порта Павлока, одно время находился под контролем Пергамского царства, а затем вошел в состав Римской империи. Ко времени упадка империи Приена утратила свое былое значение вследствие прогрессивного оседания почв, вызванного наносами Бююк Мендереса. Когда город был под властью Византии, здесь находилась резиденция епископа.

В результате систематических раскопок удалось установить, что город Приена был разбит согласно правилам регулярной прямоугольной планировки, введенной архитектором Ипподамом из Милета (IV в. до н.э.). Агора — центр жизнедеятельности города — восходит к III веку до н.э.; с трех сторон ее ограничивали колонные портики. Храм Афины, хотя и сильно пострадавший от бурных ливней и землетрясений, являет собой еще один прекрасный образец ионической архитектуры Малой Азии (IV в. до н.э.). Театр — также эллинистическое сооружение (IV в. до н.э.), реконструированное римлянами во II веке н.э. Из руин Приены следует назвать Булевтерий и Пританей — места заседаний, соответственно, городского совета и должностных лиц города — пританов; оба сооружения датируются II веком до н.э.

• Главная   • Архитектура   • На берегах античного Меандра  


 
     
    © Строительные истории, 2010-2024.
Строительство, ремонт, история развития строительных технологий, справочные данные
Карта сайта