Исторические заметки         Галерея         Идеи и перспективы         Азы и начала          
 

Исторические заметки
Строительные материалы Древнего Египта периода Древнего Царства.Строительная техника Греции в классический и эллинистический периодыСтроительная техника Греции в доклассический периодСтроительная техника Римской империиБазилика в Курси. Функция и топографияБазилика в Курси. Исторические сведенияБазилика в Курси. Строительная техника и внутреннее убранствоБазилика в Курси. Композиция памятникаБазилика в Курси. Сохранность и реставрацииТипы и планы средневековых поселений (деревня, город, замок, монастырь, поместье)Типы и планы средневековых сооруженийТипы и планы базиликПостройки в романском стилеПостройки в готическом стилеСредневековая техника обработки материала и возведения постройки
Галерея
Эскизы мозаичных панно из смальтыЭскизы оформления дверных проемовЭскизы оформления каминовРаскладка каменной плитки для полаЭскиз каменного ковра из типовых деталейЭскиз мозаичного панно ЛеопардПроект отделки фасада здания - ПалаццоПаркетные модулиЭскизы художественного паркетаХудожественные розетки
Идеи и перспективы
Белый цементТехнологии обработки натурального камняТехнология создания паркетного пола с эффектом зебрано.Обработка паркета маслом.Эксклюзивный дуговой плинтусЛаминат - комфорт, надежность, красотаЧто такое класс ламината?
Азы и начала
Основные этапы проведения ремонтаКомфортный интерьер с использованием природного камняКрасивая деревянная лестницаРусские ремесла: художественная обработка металлаЖивописное пятно. Зачем дизайнеру оно?Novec 1230 - cамый современный газ для тушения пожаров




Русские ремесла: художественная обработка металла

Художественная обработка металла, исполняемая различными техническими приемами, является одним из древних и распространенных видов русского ремесла.

Железо широко применялось для оковки сундуков. Наиболее старинные сундуки датируются XVII — XVIII веками. Они имеют форму теремков. Их обычно обивали по слюдяной подкладке или по цветной ткани полосами узорного просечного железа. Слюду, служившую фоном, часто окрашивали в различные цвета. Крышки сундуков иногда украшали росписью. Некоторые мотивы ее говорят о влиянии светского искусства.

Сундуки и ларцы. XVII век.
Сундуки и ларцы. XVII век. Великий Устюг
Государственный Русский музей

В крестьянском быту вплоть до конца XIX века были распространены сундучки-подголовники, которые тоже украшали полосами крошечного железа. Но иногда украшение было более скромным: проточной узор покрывал только круглую пластину вокруг замка — личину. Под этот узор тоже подкрадывался цветной фон.

Кроме деревянной долбленой посуды в народе употреблялась и более дорогая металлическая посуда. Из олова и меди делали братины, тулово которых украшали орнаментом. В небольших медных ендовах с носиком подавали гостям пиво и квас.

Ендовы. XVIII-XIX век
Ендовы. XVIII-XIX век
Государственный Русский музей

Одним из самых уникальных произведений изделий из металла является трехстворчатое зеркало XVII века, украшенное тонким ажурным орнаментом из свинца и росписью под слюдой. Смелым сочетанием контрастных цветов народный мастер достиг буквально горения красок, его роспись напоминает узор, составленный из самоцветных каменьев. Это зеркало находится в коллекции историко-художественного музея Сергиева Посада.

Большим изяществом и тонкостью отличались нагрудные цепочки из серебра мастеров районов реки Пинеги. Их узор, составленный из самых простых элементов, воспринимается в целом как сложный богатый орнамент, где большое значение имеет блеск и игра благородного металла. Носили такие цепочки женщины поверх одежды.

Особой известностью пользуется искусство черни по серебру мастеров Великого Устюга Вологодской области. Тематика великоустюжских изделий разнообразна. Особенно большим искусством и тончайшей гравировкой отличаются работы художника Е. П. Шильниковского. Это и юбилейные со сложными тематическими композициями уникальные произведения, и мелкие бытовые предметы, в которых проявляется высокое орнаментальное мастерство.

В.А.Якушева-Угловская. Шкатулка. Е.П.Шильниковский. Пудреница. XX век
В.А.Якушева-Угловская. Шкатулка "Цветы". 1960. Великий Устюг
Е.П.Шильниковский. Пудреница "Великий Устюг". 1957. Великий Устюг
Государственный Русский музей

В истории русского серебряного дела выделяются своими художественными традициями мастера села Красного Костромской области. Современные изделия, представленные в экспозиции, изготовляются из серебра, меди, латуни, бронзы. В богатом орнаментальном убранстве предметов применяется скань, зернь, гравировка, чеканка, пропиловка, оксидировка и эмаль. Наиболее интересны сканные изделия, декоративный характер которых подчеркивается густым и сочным узором.

Не менее известны мастера Урала, прославившиеся своим искусством художественной обработки металла. Почетное место среди них занимают мастера тончайшей гравюры по стали города Златоуста Челябинской области. Виртуозно владея искусством гравировки, травления и золочения, они с большим мастерством украшают оружие. Например, в шашке А. И. Боронникова черное изящное кружево узора причудливо перемежается с тонкими золотыми нитями орнамента. Сложные рисунки с изображением уральской природы на бытовых предметах получаются путем многократного травления. Отливая синевой, они эффектно выделяются на полированной поверхности стали.

В годы Советской власти широкое развитие получило искусство художественного литья из чугуна мастеров Каслинского и Кусинского заводов Челябинской области. Уральские мастера, в - совершенстве владея искусством чугунного литья, единственные в мире создают из чугуна художественные произведения. Они очень декоративны, имеют четкий выразительный силуэт и радуют гармоничностью форм. Отливка этих изделий, производимая по специальным земельным формам, требует исключительного мастерства. Ажурное художественное литье применяется при изготовлении мелких декоративных изделий — шкатулок, полочек-кронштейнов, подставок. Каслинское литье получило также большое применение в декоративном оформлении современного градостроительства.

Источники:
•  Сундуки, ларцы, шкатулки и прочая металлическая утварь
•  Н.С. Григорьева. Художественная обработка металлов - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
•  Загорский историко-художественный музей-заповедник. М. Московский рабочий, 1968.

Следующая страница: Живописное пятно. Зачем дизайнеру оно?

• Главная   • Азы и начала   • Русские ремесла: художественная обработка металла  


 
 
 
    © ТО "Строй Формула", 2010-2015. Строительные истории.
Строительство, ремонт, история развития строительных технологий, справочные данные
Карта сайта