История         Архитектура         Идеи          Начала         Традиции         Галерея          
 

История

Архитектура

Идеи и технологии

Традиции
Русские ремесла: художественная обработка металлаНикита Демидов. Секреты успехаАрхитектура русского деревянного жилищаДворец Алексея Михайловича в КоломенскомРезные интерьеры дома ДемидоваДерево в отделке интерьеров дворца в Останкино
Азы и начала

Галерея





Архитектура русского деревянного жилища

Издревле дерево было основным строительным, отделочным, декоративным материалом в различных областях архитектуры и бытового строительства. Из дерева строили жилые дома, амбары, сараи, мельницы, мосты, а также двоpцы, соборы, крепостные стены, башни кремлей и других укреплений города. Дерево применяли в дренажных водопроводных сооружениях, из дерева делали уличные покрытия, дерево использовали в работах по благоустройству городов и усадеб. Летописные сведения, зарисовки путешественников, археологические раскопки, сооружения и произведения искусства, сохранившиеся до наших дней, раскрывают одну из ярких страниц истории русской деревянной архитектуры.

Гражданское деревянное зодчество прошло огромный путь от простейшего сруба-землянки с печью топящейся по-чёрному, до грандиозных дворцовых хором со сложным расположением хором, многообразием архитектурных форм и украшений. Имена строителей прошлого неизвестны, но это были подлинные мастера. Их житейская мудрость и многовековой опыт позволили создать произведения, поражающие нас практической целесообразностью и художественным совершенством.

Дом Ошевнева
Строительство и архитектура в различных аспектах истории и современности на сайте:
Строй-формула

Гражданское деревянное строительство играло огромную роль в архитектуре России. В нем наиболее ярко проявились ясный ум и редкий талант народных строителей, использующих огромный опыт своих предшественников. В народном зодчестве за многие века были найдены настолько совершенные композиционные и конструктивные приемы строительства жилых зданий, что они из поколения в поколение повторяются с незначительными изменениями. Это касается типа жилых и хозяйственных построек, архитектурных декоративных деталей. Определенная традиционность и повторяемость форм приводили к известной стандартизации приемов и строительных элементов, что значительно облегчало само строительство, вносило единство в художественный облик сооружения.

Высокое мастерство русских плотников, их умение, приемы обработки дерева, знание материала во многом связаны с основным строительным инструментом — топором и долотом. Этими простейшими инструментами строители обрабатывали массивные бревна срубов, слагали сложные безгвоздевые конструкции, прочность которых до сих пор удивляет нас, резным декором убирали столбы и доски, проявляя при этом изобретательность и художественный вкус.

Основой всякой жилой постройки является клеть, т. е. сруб из горизонтальных рядов бревен (венцов), в плане приближающаяся к квадрату. Сама клеть продольными и поперечными стенами делится на отдельные помещения. По мере необходимости к одной клети прирубают другие. Целая система клетей, соединенных сенями и переходами, называлась хоромами. Включение хозяйственных построек и дворов в композицию жилых помещений давало возможность разнообразить постройки, придавая им различный характер.

На образцах жилых построек отдельных областей или краев можно видеть и определенные отличия строительных приемов. Эти особенности связаны с социально-экономическим развитием и природно-климатическими условиями. Если жилища средней полосы России по своим очертаниям мягки и компактны, их небольшие объемы создают стройные линии улиц, озелененные садами, то жилища севера России — Поморья и Заонежья — суровы и монументальны. Ель и сосна в отличие от березы, тополя и ивы придают архитектуре фантичность и сказочность, неповторимое своеобразие, определяющее особенности этого края.

Жилая деревянная архитектура Сибири, несмотря на особо складывающиеся условия жизни людей этого края, имеет свои особенности, отличающиеся от архитектуры средней России. Много черт роднит ее с архитектурой русского Севера – та же мужественность и монументальность. Планировка сибирской усадьбы напоминает среднерусскую, резьба и раскраска интерьера близки поволжским приемам исполнения.

Дом Ошевнева
Дом Ошевнева

Дом Ошевнева из музея-заповедника Кижи — типичный образец старинного крестьянского дома в Заонежье. Природные условия края и особенности крестьянского быта того времени яpко выражены монументальном характере сооружения, в крупных формах архитектуры интерьера. Массивный сруб двухэтажного дома имеет небольшие окна с красивыми наличниками и филенчатыми ставнями. Бревенчатые фронтоны в виде открытых балконов и галерея с резной решеткой, или «гульбище», располагаются с трех сторон дома. Искусно сделанные причелены дома, ажурные полотенца и подзоры дополняют наряд дома.

Дом Ошевнева
Дом Ошевнева

Суровая зима Севера обусловила объединение жилой постройки с хозяйственной частью дома под одной крышей. В едином плане решается и внутренняя обстановка избы. Все тщательно продумано и предусмотрено. Простота, удобство и экономичность лежат в основе решения интерьера. Элементы избы строятся под прямым углом: вдоль и поперек стен, подчиняясь форме сруба и конструкции соединений дерева.

Дом Ошевнева
Дом Ошевнева

Несмотря на то, что печь поставлена в углу с левой стороны от входа, она по существу является композиционным центром всего дома. От лицевой и боковой стен к печному столбу примыкают два плоских бревна — «воронца», делящих избу на общую и женскую половины. Так как обстановка рубилась одновременно с постройкой дома, ее отдельные элементы (лавки, надоконные полки) органически связаны с конструктивными частями избы.

Дом Ошевнева
Дом Ошевнева

Стол по традиции поставлен малой стороной к среднему окну фасадной стены, вокруг него расположены переносные скамьи. Небольшой хозяйственный столик помещен у печи, а над ним полка, «посудник», куда ставилась деревянная, медная и фарфоровая посуда. В красном углу в резном деревянном киоте висят иконы, а внизу, на лавке, стоит сундук-подголовник для хранения дорогих вещей. Принадлежностью избы является деревянная люлька, подвешенная к потолку. Яркая с узором ткань служит пологом люльки.

Второе жилое помещение отведено под горницу, где хозяин в праздничные дни принимал гостей. У входной двери в горницу находится печь-лежанка, напротив вдоль стены – деревянная кровать. Шкаф-буфет служит перегородкой между кроватью и остальной частью горницы. У окна поставлен стол, стулья, деревянный диван. Непременной принадлежностью горницы был свадебный сундук, в котором хранилось приданое невесты и вещи невестки. Расшитые орнаментальным узором скатерти, полотенца, подзоры, тканые половики-дорожки служат ярким украшением обстановки избы и горницы.

Описанный нами северный тип избы встречается также в центральной части России. Однако, как правило, в центре России избы строили меньше размерами и без подклети. Служебные постройки (сараи, хлева, конюшни и др.) строили отдельными клетями, обособленно от жилого дома. Помимо жилья и помещений для скота, на территории усадьбы находились житницы, или амбары, мельницы, банки,,кузницы, колодцы. Все эти многочисленные постройки различны по своей архитектуре и внутреннему оборудованию. Среди хозяйственных сооружений встречаются постройками, которые с полным основанием могут быть отнесены к законченным художественным произведениям деревенского зодчества.

Устойчивость традиций жилой деревянной архитектуры прослеживается в течение XVI-XIX веков. Тесная связь народной архитектуры с ранними периодами ее развития ярко проявилась во второй половине XlX века. Когда после расцвета профессионального городского зодчества появились признаки художественного спада, в крестьянских постройках по-прежнему сохранились естественность и простота.

Наряду с сохранением традиционных приемов композиции в деревянном зодчecтве произошли изменения. Одно жилое помещение стало делиться на две-три комнаты, кухня выделилась в отдельное помещение, значительно увеличились размеры окон, появились печи с дымовыми трубами. В это время крестьянская архитектура достигла небывалого расцвета, воплотив в себе наиболее передовые черты русской национальной архитектурно-строительной культуры.

Материал подготовлен в содружестве с проектом Строй-формула.ру


И.В.Лямин. Вторая жизнь дерева


Следующая страница: Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

• Главная   • Русские традиции   • Архитектура русского деревянного жилища  


 
 
 
    © Строительные истории, 2010-2021.
Строительство, ремонт, история развития строительных технологий, справочные данные
Карта сайта