История         Архитектура         Идеи          Начала         Традиции         Галерея          
 

История

Архитектура

Идеи и технологии

Традиции
Русские ремесла: художественная обработка металлаНикита Демидов. Секреты успехаАрхитектура русского деревянного жилищаДворец Алексея Михайловича в КоломенскомРезные интерьеры дома ДемидоваДерево в отделке интерьеров дворца в Останкино
Азы и начала

Галерея





Дерево в отделке интерьеров дворца в Останкино

Дворец Шереметьева в Останкино сооружен в 1797 году архитекторами П. Аргуновым, Н. Мироновым и Г. Дикушиным, и по праву считается величайшим произведением русского декоративно-прикладного искусства.

Усадьба в Останкино — это наиболее позднее загородное сооружение, выстроенное и отделанное руками крепостных. Задуманное как «дом искусств», оно представляет собой анфиладу залов, расположенных вокруг театра с амфитеатром и ложами. Залы дворца богаты по убранству и обстановке. Великолепна деревянная резьба. Из дерева резаны капители колонн, орнамент, украшающий двери, фризы, карнизы и панели стен, скульптура, светильники и стенные панно. Позолота резных украшений сочетается с подкраской в розовый, голубой и зеленый цвета, их красочность близка к красочности народного творчества. Порталы и двери комнат бельэтажа декорированы резьбой.

Особенно богато выглядит портик Голубого зала. Далеко выходящий карниз и фриз портала поддерживаются по сторонам опорами в виде человеческих фигур-атлантов. На карнизе размещаются деревянные скульптуры сфинксов и ваза. Несколько проще выполнен портал угловой комнаты, где единственным архитектурно-пространственных Элементом является мощный карниз. Пять резных розет заполняют широкий фриз портала.

Исключительны по мастерству исполнения резные пилястры, прилегающие к наличникам дверей. По центральным осям пилястры симметрично компонуется растительные узоры, обрамленные мелким горошком. Тончайшая ажурная резьба пилястр в сочетании с крупной порезкой карниза и кронштейнов делает необычно богатым декоративное убранство дверей комнаты.

Полотна, наличники и откосы дверей как в Голубом зале, так и в угловой комнате близки по своему решению. Золоченые резные украшения, вписанные в ромбовидные и прямоугольные формы, сочетаясь с полихромной окраской филенок, создают впечатление особой нарядности. Стены прихожей и угловой комнаты отделаны деревянными панелями. Их размер, украшения и цвет увязаны с другими архитектурными деталями стен. Панели комнат имеют одно и то же положение. Они состоят из каркаса и филенок. Филенки по форме различны и обрамлены золочеными резными раскладками.

Карнизная доска украшена стилизованными листочками, а карниз отобpан простой калевкой. Внизу высокий плинт прикрыт золоченой галтелью. Окраска панелей в комнатах несколько отличается друг от друга. Золоченые резные рамы обрамляют обивку стен, картины, зеркала. Рамы различаются размерами, профилировкой и рисунком, но как правило, тщательно подобрачны к профилям и орнаментом, украшающим двери и панели данной комнаты.

В комнатах бельэтажа театра вдоль стен расположены разнообразные по форме консольные столики на точеных с резными украшениями ножках, с малахитовыми крышками. На них стоят вазы и жирандоли.

В Голубом зале находятся великолепно выполненные деревянные курильницы и резные торшеры. Курильницы изготовлены в мастерских Павла Споля и отличаются оригинальностью и изяществом форм. Они имеют вид столика на четырех прямых ножках. Проножки, состоящие из планок, поставлены диагонально и скреплены двумя кольцами в перекрестиях. Подстолье со всех сторон орнаментировано резными ветками и свисающими складками драпировок. Чаша курильницы украшена шишками в виде почек аканта.

В других залах дворца курильницы имеют вид резного треножника. Лучшая курильница находится в Концертном зале. Строгость форм и богатство орнаментации придают ей необыкновенную красоту. Прямые четырехгранные ножки имеют украшение в виде декоративных масок и птичьих лап. На обвязки помещается чаша курильницы, поддерживаемая сфинксами. В середине треножника помещен стержень токарной работы с резьбой. Невысокий плинт, орнаментиpoванный крупным горошком стоит на ножках яйцевиднoй формы.

Особенность торшеров — необычайно богатый резной убор. Чаша с профитками поддерживается различной формы устоями, имеющими вверху валюты, а внизу копытца животного, опирающиеся на плинт с каблучками. Иногда место валют занимают козлиные головки, поддерживающие гирлянду с цветами.

В Останкинском дворце находится большое количество деревянных резных торшеров. Среди них выделяются торшеры мастеров Ивана Мочалина, Гаврилы Немкова, Исиана Мозохина. Эти торшеры являются лучшими образцами русских осветительных приборов конца XVIII в.

Из различных материалов во второй половине XVIII в. выполнены другие осветительные приборы — деревянные люстры.. Дерево редко употреблялось для этого типа светильников. Некоторые образцы, сохранившиеся в дворцовых помещениях до сих пор, удивляют сложностью столярной работы, а также тщательностью обработки резных украшений. Такая люстра на первый взгляд кажется изготовленной из металла с тонко прочеканенными деталями.

В проходной комнате перед приемным залом размещены шесть панно работы крепостных графа Шереметьева. Искусно выполнена резьба букетов с вьющимися стеблями, музыкальных инструментов, орудий сельскохозяйственного труда, охотничьих принадлежностей, геометрического и античного орнаментов. Приемы резьбы чередуются от крупно проработанных планов до мельчайшей ажурной порезки. Особенно богат и правдив в резьбе мир русской природы.

Роскошно убранный Итальянский павильон производит впечатление некоторой перегруженности декоративными деталями, отчего несколько теряется целостность восприятия интерьера. Резьба составляет основное убранство павильона. Резьбой отделан фриз и карниз потолка, колонны, пилястры, стены, порталы и двери, резьбой украшены зеркальные рамы, каминные экраны и другие предметы обстановки.

Исключительным явлением в архитектурном убранстве дворца считаются деревянные колонны павильона, изготовление. которых требовало от мастера большого умения и знаний столярного мастерства. С большим искусством выполнены капители, отборка каннелюр и резной орнамент на колоннах. Пластический объем колонны с красиво найденными пропорциями, дополняется мраморовидной окраской. Помещенный над окнами резной декор на овальной розетке, в виде цветка подсолнуха, отличается оригинальностью форм и прекрасным исполнением.

Резные панно, находящиеся при входе в кабинеты и примыкающие K залу павильона, интересны по композиции и мастерству порезки, но суховатая манера исполнения и некоторая измельченность форм лишают их той художественной выразительности, которая характеризует работы крепостных мастеров в проходной комнате.

Красивы каминные экраны зала. Золоченая резьба, расположенная на боковых стенках, горизонтальных дощечках и ножках, поражает разнообразием форм, смелостью и удивительной непринужденностью исполнения.

В Египетском павильоне по сравнению с Итальянским нет примеров такого широкого использования древесины. Этот просторный, трехцветный зал, служивший местом для домашних концертов и проведения банкетов, решен с большой лаконичностью и простотой. Строго и богато убраны порталы зала. Изящно нарисованный фронтон с декоративными пилястрами и наличниками замыкает дверной проем. На различных по форме филенках дверей зеленого и голубовато-серого цвета размещены золоченые резные орнаменты — античные головки, ветки с листьями и перекрещивающиеся с большой стрелой колчаны со стрелами.

Насыщены украшениями резные светильники и особенно поставленная в центре зала курильница. Оригинальны стулья, выполненные мастером Пряхиным. Мягкие очертания их заканчиваются в верхней части резной лирообразной спинкой.

Видное место в общем убранстве дворца занимают точеные балясины. Балясина как архитектурная деталь находит разнообразное применение во многих залах — в ограждениях лестниц, хоров и лож театра и др. Балясины имеют одну общую для всех зал вазообразную форму, встречающуюся в интерьере конца XVIII в. Простая, изящная, точеная форма балясины обычно дополняется резьбой каннелюр, профилированных поясков и растительной орнаментацией. Балясины дворца отличаются высокой техникой исполнения.

Резной декор Останкинского дворца, выполненный в мастерской Павла Споля, очень близок по материалу, мотивам орнамента и по технике исполнения резным украшениям дома Демидова. Это сходство можно проследить, сравнивая, например, резьбу фриза антаблемента Итальянского павильона и десюдепорта Голубой гостиной дома Демидова, резьбу цветочных гирлянд рамы портрета Павла I в Пунцовой гостиной в Останкино с резьбой гирлянд десюделорта Малиновой гостиной дома Демидова и т. д.

Сходство декора в интерьерах двух замечательных памятников архитектуры, построенных в различное время второй половины XVIII века, объясняется тем, что некоторые художники и мастера, работавшие над оформлением интерьеров в доме Демидова, несколько позже приняли участие в создании убранства и обстановки Останкинского дворца.

На протяжении XVIII века русская рельефная резьба прошла сложный, самобытный путь. В ней ярко отразились не только стилистические особенности этого периода, но и своеобразие национальной художественной культуры. Многообразие художественных решений декоративной резьбы не мешает нам в каждом образце ощутить особую теплоту, неповторимую прелесть. Мастера легко и свободно выполняли любой сложности сюжет, придавая ему.желаемый характер. Чувство меры позволяло им сохранить. условное, но всегда живое ощущение изображаемого. Узорные чешуйки и бусы, гибкие ветки с листочками, бутоны и распустившиеся цветы, зрелые плоды и складки тканей по воле мастера-исполнителя превращались в убранство, полное обаяния и чарующей красоты.

И.В.Лямин. Вторая жизнь дерева


• Главная   • Русские традиции   • Дерево в отделке интерьеров дворца в Останкино  


 
     
    © Строительные истории, 2010-2024.
Строительство, ремонт, история развития строительных технологий, справочные данные
Карта сайта