История Архитектура Идеи Начала Традиции Галерея |
История Архитектура Идеи и технологии Традиции Русские ремесла: художественная обработка металлаНикита Демидов. Секреты успехаАрхитектура русского деревянного жилищаДворец Алексея Михайловича в КоломенскомРезные интерьеры дома ДемидоваДерево в отделке интерьеров дворца в Останкино Азы и начала Галерея | Резные интерьеры дома ДемидоваВ конце XVlll в. наиболее широко применялась резьба в московских сооружениях, которые нередко сохраняли форму каменных сооружений, но возводились полностью из древесины. Замечательным примером может служить отделка интерьеров дома Демидова в Москве (архитектор М. Ф. Казаков, один из создателей нового классического облика Москвы). Наибольший интерес по своей художественной отделке представляют парадные или «золотые» комнаты дома — Большой зал, официантская (ныне несуществующая), Голубая и Малиновая гостиные, спальня и гардеробная. Из всех комнат наиболее сохранились гостиные и спальня. Художественное мастерство, самобытность, связанная с ранней порой классицизма, придают интерьерам особую красоту, и парадность и уют жилому дому. Резной декор комнат несколько отличатся друг от друга. Наиболее нарядна спальня. Уютная, небольшая комната почти сплошь покрыта резным из дерева убором. Особенно красива резьба, украшающая порталы, филенки дверей и десюдепорты. Резные украшения, выполненные с тонким мастерством, гармонируют с цветом и рисунком обивочных тканей стен и мебели. Роспись потолка композиционно повторяет резные наддверные украшения. Общее убранство, представляя собой. единый ансамбль, хорошо выражает назначение помещения. Голубая и Малиновая гостиные, по сравнению со спальной комнато имеют более скромный вид, хотя Малиновая гостиная выглядит несколько богаче, чем Голубая. Декор этих комнат, как и в парадной спальне, состоит главным образом из резных украшений - на стенах, на порталах дверей, зеркальных рамах и консольных столиках. Большой интерес представляет рама; надкаминного зеркала в Малиновой гостиной. Она выполнена в виде полуколонок со свисающими гирляндами цветов. Замечательны по композиции и выполнению резные десюдепорты порталов комнат, где мастерство достигает совершенства. Резные украшения парадных комнат выполняются в виде арабесок, скомпонованных в простые геометрические формы-прямоугольники, круги, ромбы. Простота и ясность симметрично решенного рисунка, выдержанного в масштабе ордера, придают декору пропорциональную стройность и согласованность всех элементов композиции. Резьба представляет собой то высокий рельеф, то кружевной узор с изящной обработкой деталей. Она украшает точеную форму, подчеркивая своим рисунком конструктивные основы предмета. Резные украшения решены по-разному, например, на десюдепортах, кронштейнах и колонках они имеют высокий рельеф и крупные формы (на боковых порталах); на филенках дверей, на зеркальных рамах и на различного вида раскладках — незначительный рельеф; подстолья столов, верхние части зеркал и каминных экранов украшены сквозной ажурной резьбой. Различной по виду резьбой обработаны точеные формы — ножки мебели, колонки зеркал, круглые розетки на карнизах и филенках дверей, точеные бусы на наличниках дверей и на зеркальных рамах. Разнообразные по виду и пластической обработке резные украшения значительно обогащали художественную выразительность декора в целом. В основу рисунка орнамента положены античные формы аканта и лавра, курильниц и ваз, розетки, драпировки и ленты, факелы и гирлянды. Наряду с традиционными классическими мотивами широко воспроизводится растительный мир Подмосковья: розы, тюльпаны и маки, георгины и незабудки, смородина и крыжовник. «Золотые комнаты» получили свое название благодаря золоченому убранству резного декора. Позолота, имеющая различные цветовые оттенки (красноватый, желтоватый и зеленоватый), с тонким художественным вкусом распределяется на резных украшениях комнат. Например, позолота резных розеток, украшающих фриз дверей, красноватого цвета, капителей резных колонок — зеленоватого, а резных украшений на мебели, курильницах и вазах — желтоватого. Умелое использование декоративных качеств цвета позолоты не только усиливало впечатление общей отделки золоченого декора, но с еще большей силой выявляло художественные. достоинства резных украшений. Резьба «Золотых комнат», выполненная по единому замыслу и в едином масштабе, соответствовала характеру убранства московских особняков того времени и оказала значительное влияние на развитие архитектурного декора в строительстве Москвы и Подмосковья. Материал предоставлен сайтом Формула дизайна На сайте размещены статьи и публикации по различным тематикам и направлениям искусства дизайна во всевозможных аспектах и точках зрения. И.В.Лямин. Вторая жизнь дерева Следующая страница: Дерево в отделке интерьеров дворца в Останкино
|
© Строительные истории, 2010-2024. Строительство, ремонт, история развития строительных технологий, справочные данные |
Карта сайта |