Исторические заметки         Галерея         Идеи и перспективы         Азы и начала          
 

Исторические заметки
Строительные материалы Древнего Египта периода Древнего Царства.Строительная техника Греции в классический и эллинистический периодыСтроительная техника Греции в доклассический периодСтроительная техника Римской империиБазилика в Курси. Функция и топографияБазилика в Курси. Исторические сведенияБазилика в Курси. Строительная техника и внутреннее убранствоБазилика в Курси. Композиция памятникаБазилика в Курси. Сохранность и реставрацииТипы и планы средневековых поселений (деревня, город, замок, монастырь, поместье)Типы и планы средневековых сооруженийТипы и планы базиликПостройки в романском стилеПостройки в готическом стилеСредневековая техника обработки материала и возведения постройки
Галерея
Эскизы мозаичных панно из смальтыЭскизы оформления дверных проемовЭскизы оформления каминовРаскладка каменной плитки для полаЭскиз каменного ковра из типовых деталейЭскиз мозаичного панно ЛеопардПроект отделки фасада здания - ПалаццоПаркетные модулиЭскизы художественного паркетаХудожественные розетки
Идеи и перспективы
Белый цементТехнологии обработки натурального камняТехнология создания паркетного пола с эффектом зебрано.Обработка паркета маслом.Эксклюзивный дуговой плинтусЛаминат - комфорт, надежность, красотаЧто такое класс ламината?
Азы и начала
Основные этапы проведения ремонтаКомфортный интерьер с использованием природного камняКрасивая деревянная лестницаРусские ремесла: художественная обработка металлаЖивописное пятно. Зачем дизайнеру оно?Novec 1230 - cамый современный газ для тушения пожаров




Постройки в готическом стиле

Е. Ч. Украинская

Несмотря на бросающееся в глаза различие между постройками романского и готического стиля, одной — приземистой, тяжелой, простой и мрачной, другой — высокой, легкой, сложной и светлой, готический стиль всецело обусловлен романским. и последовательно из него образовался. Искания строителей, импульсируемые настоятельными заказами со стороны богатевших, становившихся независимыми городов, которые желали иметь огромные, царящие над всем городом соборы, сводились к следующему: уменьшить массу стен и столбов, выиграть пространство, увеличить высоту сооружения и сделать его светлым. Для этого нужно было облегчить своды и устранить боковой распор стен.

Романский крестовый свод, получавшийся от пересечения двух циркульных, коробовых сводов, переработался в крестовый реберный свод, получавшийся от пересечения двух стрельчатых сводов. Ребра (нервюры) свода опирались на пучкообразные сложные столбы, составленные из центрального стержня и окружающих его трехчетвертных служебных колоннок, являвшихся продолжением нервюр. Боковое давление сводов принимали на себя вынесенные за стены здания опорные столбы (контрфорсы), от которых к стенам были переброшены опорные арки (аркбутаны). Таким образом достигалось регулирование бокового давления и максимальное расчленение поверхности свода и стен: сегменты свода забирались легким камнем, а стены, ненужные в качестве опоры, заполнялись расписными стеклами (витражами). Из сказанного следует, что сущность готической конструкции состоит в соединении стрельчатого реберного крестового свода со сложной опорной системой из столбов, контрфорсов и аркбутанов.

Этот стиль, где масса камня как бы разделена на отдельные члены, где вернулось стремление к остроконечным формам древних шалашей, производит впечатление победы принципов деревянного зодчества.

Система готической конструкции
Система готической конструкции: контрфорс, аркбутан, крестовый стрельчатый свод с нервюрами. Собор в гор. Амьене, сев. Франция (ХIII в.).

План готического собора является последним развитием плана римской базилики в три или пять нефов, но без абсиды, которую заменяет так наз. хор с обходом, образуемым продолжением боковых нефов. Вокруг хора лучеобразно расположен венец капелл. Внутренний вид представляется в виде стройных рядов уходящих ввысь пучков тонких колонн, переплетающихся над головой нервюрами стрельчатых крестовых сводов. Здесь господствует вертикальная линия, так как распор от стрельчатой арки свода идет по наиболее близкому к вертикали направлению, и достигнута поразительная высота и легкость.

Благодаря полной незамаскированности конструкции, наружный вид готического собора (с юга, севера и востока) производит впечатление остова или скелета. На западном фасаде — одна или чаще две массивные башни со шпилями (на многих соборах башни остались незаконченными), высота которых достигает 160 м. Декоративная сторона сосредоточена на порталах, западном фасаде, на башнях и на капителях внутренних колонн и колонок; это богатейшая каменная резьба, переходящая иногда в настоящее «каменное кружево»; замечательно обилие разнообразнейших мотивов из местной флоры и фауны и, как отражение городской жизни, изображения ремесленников за их работой.
Готические соборы — наивысшее достижение средневековой строительной техники.

Наружный вид готического собора
Наружный вид готического собора; западный фасад, портал, незаконченные башни. Собор в гор. Амьене, сев. Франция (ХIII в.).

Готика зародилась и достигла наибольшего совершенства в северной Франции, откуда она распространилась по окружающим странам. До наших дней сохранились замечательные памятники готической архитектуры в Париже, Амьене, Реймсе, Шартре (Франция), в Страсбурге, Фрейбурге, Кёльне, где собор строился - с перерывами с ХIII по ХIХ в. (Германия), в Иорке (Англия), в Бургосе и Толедо (Испания), в Праге Чехия) и во множестве других городов.

Италия заняла самостоятельное место в отношении готики. Ее готические соборы всегда представляли собой отклонение от развитой конструкции лучших французских и немецких соборов: они подчеркивали горизонтальные линии, не имели ни сильно заостренной готической арки, ни аркбутанов и стремились к более широким внутренним пространствам в противоположность длинным, суженным и высоким готическим нефам. .Принципы готического стиля, выросшего на основе северного ,деревянного строительства варваров, были чужды итальянцам, которые уже в ХII в. повернули в сторону классических форм, свойственных камню.

Возрождение классической древности прежде всего сказалось в строительстве, а именно — в искании новых пространственных распланировок, в применении новых принципов конструктивной системы и, наконец, в характере разработки деталей и украшений; все это было основано на изучении (но отнюдь не на слепом копировании) классических образцов, которыми так богата страна.

В плане и в конструкции собора во Флоренции — ведущем центре архитектуры ХIV-ХV вв. — характерно это соединение готики с началом стиля и техники раннего Возрождения. Готический неф собора соединен с центральнокупольной восточной частью, на восьмиграннике которой поднимается громадный купол, сообщающий постройке новые пространственные пропорции. Модель купола и его исполнение принадлежат одному из знаменитых итальянских мастеров, архитектору Брунеллески (1377 — 1446 гг.). Он покрыл пролет диаметром в 45.5 м двойным (для большей легкости) куполом (высота — 114 м), охваченным восемью сильными мраморными ребрами, которые образуют пересечения стрельчатых арок (стрельчатость в данном случае — для уменьшения распора стен восьмиугольника). Вся постройка была произведена, несмотря на неслыханный для того времени диаметр, без помощи кружал. Этот купол считается сооружением, заключающим готический период строительства и открывающим новую эпоху Возрождения.

Продольный разрез нефа и купола собора во Флоренции
Продольный разрез нефа и купола собора во Флоренции

Следующая страница: Средневековая техника обработки материала и возведения постройки

• Главная   • История развития строительных технологий   • Постройки в готическом стиле  


 
 
 
    © ТО "Строй Формула", 2010-2015. Строительные истории.
Строительство, ремонт, история развития строительных технологий, справочные данные
Карта сайта