Исторические заметки         Архитектура         Галерея         Идеи и перспективы         Азы и начала          
 

Исторические заметки
Строительные материалы Древнего Египта периода Древнего Царства.Строительная техника Греции в доклассический периодСтроительная техника Греции в классический и эллинистический периодыРазвитие коринфского ордераСтроительная техника Римской империиТипы и планы средневековых поселений (деревня, город, замок, монастырь, поместье)Типы и планы средневековых сооруженийТипы и планы базиликПостройки в романском стилеПостройки в готическом стилеСредневековая техника обработки материала и возведения постройки
Архитектура
История храма св. Ирины в КонстантинополеАрхитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун (Дворец Дочери Фараона)Базилика в Курси
Галерея
Эскизы мозаичных панно из смальтыЭскизы оформления дверных проемовЭскизы оформления каминовРаскладка каменной плитки для полаЭскиз каменного ковра из типовых деталейЭскиз мозаичного панно ЛеопардПроект отделки фасада здания - ПалаццоПаркетные модулиЭскизы художественного паркетаХудожественные розетки
Идеи и перспективы
Белый цементТехнологии обработки натурального камняТехнология создания паркетного пола с эффектом зебрано.Обработка паркета маслом.Эксклюзивный дуговой плинтусЛаминат - комфорт, надежность, красотаЧто такое класс ламината?
Азы и начала
Основные этапы проведения ремонтаКомфортный интерьер с использованием природного камняКрасивая деревянная лестницаРусские ремесла: художественная обработка металлаЖивописное пятно. Зачем дизайнеру оно?Novec 1230 - cамый современный газ для тушения пожаров




Развитие коринфского ордера: античный, эллинистический и римский периоды, александрийская школа

Светлана Тарханова, искусстовед

Цикл статей искусствоведа Светланы Тархановой раскрывает особенности исторического развития всем вроде бы хорошо известных коринфских капителей.

Коринфский ордер
Коринфский ордер, фрагмент мраморной колонны,
Археологический парк, Тунис

Античный период

Нам всем хорошо или, во всяком случае, неплохо известны особенности греческой коринфской капители. Ее главный отличительный признак - корзина из двух рядов аканфовых листьев, из которой вырастали волюты и завитки. Витрувий, римский автор I в. н.э. пересказывает красивую легенду о золотых дел мастере Каллимахе, творце золотой лампы, освещавшей в Эрехфейоне святилище Минервы. Если верить его рассказу, то Каллимах жил в Коринфе около 400 г. до н.э. Однажды, оказавшись на кладбище (а надо сказать, что античные некрополи, так же как и современные греческие, - весьма элегичны и располагают к мечтательным прогулкам), он увидел корзину с аканфовыми листьями на могиле молодой девушки, что и вдохновило его на создание такой прекрасной архитектурной формы.

Однако, греки, придумавшие этот ордер, редко его использовали в чистом виде и предпочитали сочетать в постройках вместе с ионическим. Так, самый ранний образец коринфской капители известен нам в храме Аполлона в Бассах (430-е гг. до н.э., рядом с Фигалией), который был возведен  Иктином через несколько лет после Парфенона (447 — 438 гг. до н.э.). Вся целла была украшена колоннами ионического ордера, но в ее глубине выделялась одна опора с коринфской капителью. Скорее всего, это был архаический обломок от предшествующей постройки, который был вмонтирован в новую конструкцию.

Из этого археологического свидетельства становится ясно, что коринфский ордер, уже использованный в V в. до н.э., появился гораздо раньше, чем его придумал легендарный Каллимах. Однако во всей этой истории про замечательную выдумку кроется очень важное указание – на то, что мастер, прежде всего, был художником по металлу и успел уже сконструировать знаменитую лампу для Эрехфейона. Дело в том, что формы листьев и завитков коринфского ордера довольно сложные и требуют высочайшего мастерства и скрупулезности для резчика по камню. По мнению исследователей, тектоника форм, а также многие детали капителей указывают на их металлическую протомодель, которая затем уже воспроизводилась в камне. Так, например, глубоко прорезанная листва явно слишком хрупка для мрамора, и более естественно ее представить в технике чеканной бронзы. Из металлических же полос, скрученных в виде спирали, образовывались волюты и завитки.

В какой-то степени такое предположение подтверждается распространенным вплоть до эпохи Римской Империи обычаем украшать капители бронзовыми деталями, а в Пальмире и Джераке некоторые колонны даже оборачивали в металлическую листву. Еще более ярким доказательством гипотезы являются коринфские капители памятника Лисикрата (335 г. до н.э.), которые дошли до нас в неповрежденном виде. Здесь подражание металлическому оригиналу настолько близко, что в его мраморном воспроизведении использован обруч, сделанный из бронзы. Он обхватывает профилировку эхина и как будто держит нижние концы листьев в корзине. А маленькие диски между ними, превращенные в розетты, напоминают скрепы для удержания листьев у основания капители.

Коринфский ордер
Коринфский ордер, фрагмент мраморной колонны,
Скифополис, Израиль

Эллинистический и римский периоды

В эллинистический период формы коринфского ордера видоизменились, появилось больше свободы в интерпретации канонических для античного периода элементов. Собственно, эллинистический тип капители уже вплотную подходит к римскому. Если говорить о примерах, то одним из самых показательных можно назвать капитель толоса (круглого храма) в Эпидавре. Угловые волюты и малые завитки, обращенные к центру, вырастают из корзины с аканфом. Его крупные трехлопастные листья образуют стабильную для многих капителей композицию из двух рядов. В отличие от греческой капители, в эллинистической эти ряды разные по высоте. Варьируется, конечно, и их размер, заостренность концов, степень проработки поверхности и т.д. Но для разграничения периодов и школ более важной была комбинация волют и завитков, их рельефные формы. В капители из толоса Эпидавра они остаются раздельными, не сросшимися друг с другом. Угловые волюты в поперечном срезе имеют вогнутую форму, а между завитками на абаке расположен скульптурный флерон вместо античной розетки или маленького акротерия.

Римляне особенно полюбили коринфский ордер за его богатые, пышные растительные формы, которые позволили им выдумать множество вариантов украшений. Правда, несмотря на такую любовь, Витрувий в I в. н.э. все же не дает право коринфскому ордеру на самостоятельное существование и называет его всего лишь разновидностью ионийского, говоря, что они отличаются друг от друга лишь высотой. От греческой и эллинистической римская капитель отличается несколькими характеристиками. Для примера воспользуемся колонной из храма Юпитера Статора. Прежде всего, иными были пропорции, которые оказываются более вытянутыми: высота заметно превосходит диаметр, а в более поздние эпохи превышает его на целую треть, в то время как раньше высота и диаметр оказывались равными друг другу. Второй ряд листьев в римской капители вытягивается и поэтому становится равен по высоте первому (начиная с эпохи царствования Августа). Вместо острых (высушенных) очертаний аканфа появляются более гладкие края или же листья оливкового дерева.

Среди римских коринфских капителей условно выделяют два типа: обычный и итальянский.

Обычная коринфская капитель похожа на эллинистическую: она так же имеет волюты и завитки, которые вырастают из корзины с листьями аканфа. Но их отличительной чертой является то, что основания завернуты в особый конический свиток – кавликулус (cauliculus). Он украшен мелкими канелюрами, сам объем сужается книзу, а сверху вставлен сначала небольшой, аккуратный листик аканфа, а потом уже завитки и волюты. И те, и другие имеют вогнутый поперечный срез. Этот тип капители появился в Италии в начале I в. до н.э.

До того периода и короткое время после него наиболее распространенным типом капители в Италии был итало-коринфский. Для него также была принята форма волют и завитков, выходящих из корзины аканфовых листьев, но поперечный их срез имел выпуклую форму. Сами же изгибы отличались не столь геометрически правильными очертаниями, а более живыми, непосредственными. Между волютами и завитками красиво располагались листья папоротника. 

Александрийская школа

В провинциях Римской Империи, таких как Египет, эксперименты с устоявшимися формами эллинистической и римской капители были еще более отвлеченными и смелыми. Коринфские капители в Александрии отличились особенной свободой. Хотя они во многом похожи на греко-римские варианты этого ордера. Так, их волюты и завитки снова вырастают из аканфовой корзины, независимо друг от друга. Но в отличие от устоявшегося расположения двух завитков во всех перечисленных видах, в александрийской капители вариантов их комбинаций было несколько. Они могли быть обращены друг к другу либо, наоборот, отвернуты; могли вырастать из середины корзины, либо с боков. Часто их обильно декорировали. У боковых волют поперечный срез был и вогнутым, и выпуклым. На основе этих отличий александрийский вид капители делится на типы.

В первом типе капители завитки вырастают непосредственно из одного пучка вместе с волютами и обращены друг к другу. Декорация завитков может быть простой с единственным только желобком-впадиной со внутренней стороны, как в капители из толоса в Эпидавре. Каждый завиток мог иметь отдельный кавликулус и заканчивался круглым глазком. Наиболее интересная часть декорации завитка заключалась в том, что его оборачивал тонкий лист, изящно закручивавшийся на конце.

Второй и третий типы капителей похожи на первый, за исключением того, что завитки обращены друг к другу спинами, как будто отворачиваясь. Во втором типе капителей завитки вырастают из центра, в то время как в третьем типе – они выходят из одной точки с волютами. Во всех случаях завитки обильно декорированы.

Четвертый тип капители особенный и обладает несколькими индивидуальными чертами. Корзина из аканфовых листьев отсутствует, а боковые волюты соединяются с завитками и образуют единую линию, закручивающуюся с обоих концов в противоположные стороны. По четырем углам и по центру, между завитками располагаются небольшие аканфовые листики. Лишь в редких случаях отсутствует обвязка колонны, а когда она включена в декоративный строй капители, то часто украшается розеттами или меандром. Примеры такого типа капители находятся в греко-римском музее в Александрии. Интересно, что все они происходят не от колонн, а от пилястр. 

Первый тип капители встречается в Гробницах 1 и 2 в Мустафа Паша, которые датируются не позже, чем началом первого века до н.э. Примеры первых трех типов обнаружены во Дворе Финнея (Chantier Finney), с той же датировкой. Пример четвертого типа капители из Шатби (207а) относится к III или II веку до н.э. Это довольно странно, так как четвертый тип как раз производит впечатление наиболее сложной конфигурации, которая должна была бы основываться на предшествующих типах капители. Множество дополнительных примеров каждого из типов были датированы на основе сравнения с капителями из Двора Финнея II веком до н.э.

Все четыре типа капителей использованы при строительстве перистиля Римских Бань в Аполлонии в Киренаике (Apollonia in Cyrenaica) в I в. н.э. Датировка основана на анализе резьбы аканфовых листьев, которые имеют заостренную форму (V-образные окончания). На Палаццо делль Колонне в Птолемаиде (Palazzo delle Colonne in Ptolemais) найдено несколько экземпляров капителей первого и четвертого типов. Образец капители первого типа для пилястры с незавершенными завитками был найден в раскопках в святилище Деметры и Персефоны в Кирене (Cyrene). Очень занятная капитель с плоскими завитками, стебли которых перекручивались между собой, обнаружена в Си’ин (Si’in) в Сирии. Капители второго типа в завитками, соприкасающимися спинками, украшают капители II века до н.э. в Ирак эль Амир (Iraq el Emir). Иногда оба завитка вырастают из одного центрального кавликулуса, как, например, происходит в Амафусе на Кипре (Amathus, Cyprus).

Обычные коринфские капители, известные в греко-римской архитектуре, в Александрии появляются в более поздний период – до II века н.э. включительно. Такое развитие предполагает, что мастера специально выработали свою архитектурно-скульптурную концепцию, которая обладала мощной цельностью и доминировала над всеми влияниями и даже истоками. Такой случай в развитии искусства беспрецедентен. Александрийская школа поражает своим размахом, уверенностью и представляется ни чуть не уступающей самому Риму.   

Следующая страница: Строительная техника Римской империи

• Главная   • История развития строительных технологий   • Развитие коринфского ордера  


 
 
 
    © ТО "Строй Формула", 2010-2019. Строительные истории.
Строительство, ремонт, история развития строительных технологий, справочные данные
Карта сайта