История Архитектура Идеи Начала Традиции Галерея |
История Строительные материалы Древнего Египта периода Древнего Царства.Строительная техника Греции в доклассический периодСтроительная техника Греции в классический и эллинистический периодыРазвитие коринфского ордераСтроительная техника Римской империиТипы и планы средневековых поселений (деревня, город, замок, монастырь, поместье)Типы и планы средневековых сооруженийТипы и планы базиликПостройки в романском стилеПостройки в готическом стилеСредневековая техника обработки материала и возведения постройки Архитектура Идеи и технологии Традиции Азы и начала Галерея | Строительная техника Римской империиРим, в особенности во времена первых цезарей, развернул мощную строительную деятельность. По сравнению с Грецией, Рим значительно продвинул вперед технику строительного производства. Однако все отрицательные стороны системы рабства с необыкновенной силой проявились именно на строительстве Рима, в особенности во времена поздней римской империи. Применяя более развитые по сравнению с Грецией технические средства, императорский Рим в отделке архитектурных частей качественно значительно уступал Греции классического периода. Одной из особенностей применения строительных материалов в Риме являлось широкое использование обожженного кирпича. Кирпичи по форме плоские, невысокие, обычно квадратные, изготовлялись в деревянных формах. Обжигались кирпичи, как правило, в керамических круглых печах, сооруженных из глины, с топкой, отделенной от камеры для обжига подом с многочисленными паропроводными отверстиями. Технологической особенностью каменных сооружений римской империи являлось широкое применение в кладке связующего вещества — раствора, так наз. римского цемента, и искусственного строительного материала (так наз. римского бетона). Это позволило значительно обогатить всю систему конструктивных приемов римской архитектуры. Основной новой конструктивной чертой римских сооружений являлось широкое использование на ряду с горизонтальным перекрытием греческого типа арки, свода и купола. Примером блестящего разрешения купольного перекрытия является римский Пантеон. Римские каменоломни не отличались от греческих. В обработке же камня система орудий усложнилась. На ряду с зубилами, кирками, тесовиками и киянками, применявшимися для грубой отески, для получистой отески римляне широко употребляли троянку и целую систему зубаток, кирочек и тесовичков. Характерно употребление не только сверла, но и бурава, появившегося еще в эллинистическую эпоху. Камень распиливался пилами различного типа. В равной мере усложнилась и система измерительных инструментов (ватерпасов, циркулей и т. д.).
Транспортные средства перевозки камня остались в общем те же, что и в Греции. Зато значительно шире использовались разнообразные механизмы для подъема строительных материалов. Архитектор Витрувий, обобщивший в своем трактате опыт греческой и римской архитектуры, уделил большое внимание различным механизмам для подъема тяжестей. Характерно, что представление о «машине» у Витрувия почти целиком сливается с представлением о подъемных устройствах. Из таких подъемных устройств он подробно описывает триспаст и полиспаст. Триспаст составляется из двух деревянных брусьев и прикрепленных к месту их соединения блоков, одним стационарным верхним и вторым подвижным нижним, у клещей для захвата камней. Канат, через третий нижний блок, наматывался на ворот, приводившийся рычагами в движение. Навиваясь на ворот, канат поднимал тяжесть и, сматываясь с ворота, опускал ее на предназначенное место.
Полиспастом называлось аналогичное подъемное устройство с пятью блоками. Перед нами сложное орудие, построенное на сочетании системы блоков, ворота и рычага. Двигательный механизм (ворот с рычагами) и передаточный механизм (канат с блоками) триспаста сочетались с исполнительным механизмом, в виде простых клещей или же крюка. Для поднятия больших тяжестей двигательный механизм (вороты триспаста и полиспаста) дополнялся деревянным ступательным колесом. Колесо приводилось в движение рабами, переступавшими внутри колеса. Наиболее развитые триспасты и полиспасты, повидимому, ставились на круглую деревянную платформу, вращавшуюся вокруг деревянной вертикальной оси (принцип крана).
Одной из особенностей строительной деятельности Римской империи начального периода являлось ее громадное внимание к строительству дорог и мостов. Это объясняется характером Римской империи, которая представляла собою военно-потребительскую форму диктатуры рабовладельцев. Для того чтобы подчинять своей власти пестрые по национальному составу провинции, империя нуждалась, помимо армии, в сети дорог для быстрой переброски военных частей, товаров и провианта. В мощении знаменитой дороги Via Appia характерно применение системы каменных восьмигранников, придававших дороге необыкновенную прочность. В конструкции мостов, благодаря цементу, был широко применен принцип арки. Еще более широко арочная система применена в знаменитых водопроводах римской империи. В водопроводе близ г. Нима в римской Галлии вода перебрасывалась на большой высоте по трехъярусному арочному акведуку. В акведуках римляне сумели гармонически сочетать принцип технической целесообразности с выдержанностью и красотой архитектурных пропорций. Победы Рима и его превращение в мировую державу, концентрация в Риме больших богатств и дешевой силы рабов к началу империи создали условия для развертывания многообразной строительной деятельности. Август, говорит Светоний (римский историк II в.), мог похвалиться, что, приняв Рим кирпичным, оставляет его мраморным. В Риме строятся дворцы, храмы, цирки, бани, доходные многоэтажные здания. Пышности центра противостояли убогие лачуги окраин. На ряду со старой римской «Cloaca maxima» (канализация) в Риме было сооружено одиннадцать водопроводов. Длина некоторых из них доходила до 70 км. При этом часто они тянулись на десятки километров под землей. Ежедневно Рим получал до 700000 куб. м воды. Город был окружен двумя поясами оборонительных стен. Количественный размах строительства, в особенности в частных доходных зданиях, начиная с эпохи Августа, стал все. в большей и большей степени сочетаться с деградацией технического качества сооружений. Необыкновенная скученность, теснота и спекуляция земельными городскими участками приводила к застройке Рима многоэтажными зданиями. Высота здании достигала иногда 20 м. Марциал (римский поэт конца I века) говорит, что иной бедняк взбирается на 200 ступеней вверх; в то же время развивались и подвальные помещения на 10 — 12 ступеней ниже улицы. Вся эта стройка в пожарном и санитарном отношениях была плоха. Верхние этажи зданий делались небрежно; материалом для них служили дерево, сырец и в лучшем случае кирпич. Пожары, свирепствовавшие в Риме в эти времена, уничтожали иногда. целые кварталы города. Печать технического упадка в позднеримской империи типична уже не только для частных, но и для общественных сооружений. Техника отески камня приобрела необыкновенно грубый характер. От прежней тщательности в пригонке частей не сохранилось и следа. К III-IV веку строительная деятельность Рима пришла в полный упадок. «Рим превратился в провинциальный город, подобный другим, привилегированный, но уже переставший господствовать». Характерно, что в это время в римских провинциях и даже в самом Риме появляются многочисленные рельефные надгробия каменотесов- строителей; каменотесы изображаются в сочетании со своими инструментами: зубилами, тесаками, циркулями, наугольниками ит.д. В рельефах каменотесов, плотников, деревообделочников, кузнецов и т. д. получило яркое отражение желание ремесленников закрепить в надгробиях свою связь с принадлежащими им средствами производства. Следующая страница: Типы и планы средневековых поселений (деревня, город, замок, монастырь, поместье)
|
© Строительные истории, 2010-2024. Строительство, ремонт, история развития строительных технологий, справочные данные |
Карта сайта |