Исторические заметки         Галерея         Идеи и перспективы         Азы и начала          
 

Исторические заметки
Строительные материалы Древнего Египта периода Древнего Царства.Строительная техника Греции в классический и эллинистический периодыСтроительная техника Греции в доклассический периодСтроительная техника Римской империиБазилика в Курси. Функция и топографияБазилика в Курси. Исторические сведенияБазилика в Курси. Строительная техника и внутреннее убранствоБазилика в Курси. Композиция памятникаБазилика в Курси. Сохранность и реставрацииТипы и планы средневековых поселений (деревня, город, замок, монастырь, поместье)Типы и планы средневековых сооруженийТипы и планы базиликПостройки в романском стилеПостройки в готическом стилеСредневековая техника обработки материала и возведения постройки
Галерея
Эскизы мозаичных панно из смальтыЭскизы оформления дверных проемовЭскизы оформления каминовРаскладка каменной плитки для полаЭскиз каменного ковра из типовых деталейЭскиз мозаичного панно ЛеопардПроект отделки фасада здания - ПалаццоПаркетные модулиЭскизы художественного паркетаХудожественные розетки
Идеи и перспективы
Белый цементТехнологии обработки натурального камняТехнология создания паркетного пола с эффектом зебрано.Обработка паркета маслом.Эксклюзивный дуговой плинтусЛаминат - комфорт, надежность, красотаЧто такое класс ламината?
Азы и начала
Основные этапы проведения ремонтаКомфортный интерьер с использованием природного камняКрасивая деревянная лестницаРусские ремесла: художественная обработка металлаЖивописное пятно. Зачем дизайнеру оно?Novec 1230 - cамый современный газ для тушения пожаров




Базилика в Курси. Исторические сведения.

Светлана Тарханова

Место упоминается в нескольких источниках, прежде всего, в синоптических Евангелиях (Мт. 8:28-34, Мк.:5-20, Лк. 8:26-39). Впоследствии, Земля Гадаринская, или Гергесинская, – упоминается у Оригена (III в.), в Толкованиях на Иоанна (VI, 24) [1], у Евсевия Кесарийского (IV в.), в Ономастиконе (64:1), у Епифания Кипрского (IV в.) в Панарионе [2] и у Прокопия Газского (ок.475-ок.528) [3]. Последний автор мог вполне оказаться свидетелем только что выстроенного нового монастырского комплекса, но, видимо, посетить его он не смог.

В талмудической литературе упоминается не Гергеса, а именно Курси, где был построен языческий «храм Нево» [4]. В Палестинском Талмуде сохранилась история о неком Гамлиеле Кунтехе, который умер и был похоронен в Курси, но потом был перенесен в свой родной город [5]. В мишнаитских источниках неоднократно упоминается танна (то есть учитель I-II вв. н.э.) по имени Иаков, иногда именуемый как Иаков бен Куршай, или Иаков Коршит (Jacob ben Qourshai or Jacob the Qorshite) [6].

Базилика в Курси.
Базилика в Курси. V-VI век. Колоннада

Упоминание о Курси как о христианском паломническом центре встречается в Житии Св. Саввы Освященного, составленном Кириллом Скифопольским в VI в.: «Потом, обойдя многие места, пройдя пространство между Тивериадским морем и Иорданом и сотворив молитву при Хорсии и Гептапегоне и в прочих священных местах, находящихся там даже до Спаниады, они решили вернуться в Лавру». [7] В описании путешествия паломника VIII в. Виллибалда также есть сведения о христианской церкви, уже полуразрушенной на тот момент, в том месте, где «Господь изгнал бесов и отправил их в свиное стадо» [8]. В IX в. о Курси напишет Евтихий Александрийский. Но он также застанет здесь лишь разрушенные постройки, опустевшие после нашествия персов и арабов [9].

Базилика в Курси. Фрагмент мозаики
Базилика в Курси. V-VI век. Фрагмент мозаики

В южном пастофории, где на втором строительном этапе был устроен баптистерий, сохранилась греческая ктиторская надпись, которая гласит, что: «Боголюбимейшим Стефаном пресвитером и игуменом сделана мозаика фотистириона в месяце декабре четвертого индикта во времена благородного и Христолюбивейшего нашего Царя Маврикия, Первого Консула» [10]. Таким образом, мозаичный декор датируется одним из первых пяти годов правления Маврикия (582 – 587 г.) (В данной надпись не только увековечено имя епископа Стефана, но и подчеркнута лояльность императорскому двору и, соответственно, связь со столицей. Возможно, центральная власть имела какое-то отношение к возведению храма.).

Храм, вероятно, был возведен несколькими годами или десятками лет раньше. Также существовали две надписи в часовне южной галереи – одна, заключенная в tabula ansata, у входа, другая в алтаре, но от них остались лишь отдельные буквы, по которым сложно реконструировать всю надпись.

Библиография. В начале 80-х годов была опубликована монография В. Тсафериса [11], содержавшая подробные описания всех археологических находок. Но, тем не менее, базилика в Курси до сих пор остается предметом внимания многих исследователей, каждый из которых рассматривает памятник в связи с различными проблемами палестинской архитектуры [12].

Датировка и атрибуция.

Тсаферис В. предлагает следующие датировки:
Период Ia (поздний V/ранний VI в.- середина VI в.). К этому периоду относят постройку базилики и всех основных зданий поселения.
Период Ib (582/7-614). К этому периоду относятся небольшие изменения в плане базилики: южный пастофорий перестраивается в баптистерий, одна из комнат южной галереи – в небольшую капеллу. Поля базилики украшают мозаикой.
Период II (614 – поздний VII/ранний VIIIв.). После разрушений во время нашествий постройки пострадали, но не были уничтожены полностью. Жизнь, хотя и на более низком уровне, - продолжается.
Период III (с начала до середины VIIIв.). Появляется население, скорее всего, нехристианской религии, так как здание храма используется для домашних нужд. Жизнь окончательно прерывается после землетрясения 749 г.

Литература:
1. PG 14, IV, 270-272. По Tsaferis V. P. 45.
2. Ересь 66 (Против манихеев). PG 42, II, p.84.
3. Комментарии на Книгу Бытия 15 PG 87, 349.
4. Данное упоминание относится к одному из первых двух веков н.э.
5. PT M Kat 82c. По Tsaferis V. P. 46. Bagatti B. Ancient Christian Villages of Galilee. Jerusalem, 2001. P. 64.
6. Encyclopedia Judaica IX, Cols. 1220-1221. По Tsaferis V. P. 46.
7. Палестинский Патерик. Житие преподобного Саввы Освященного. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. С. 194.
8. Wright T. Early Travels in Palestine. New York. 1968. pp. 16-17.
9. Finegan J. The Archeology of the New Testament: The Life of Jesus and the Beginning of the Early Church. Princeton Univ. Press. 1992. P. 115.
10. Tsaferis V. P. 28.
11. Tsaferis V. The Excavations of Kursi-Gergesa // Atiqot. English series. Vol. XVI. Jerusalem, 1983. Pages 1-66, ill.
12. Mendel Nun. Newly Discovered Harbours frrom New Testament Days. Kibbutz Ein Gev. 1992;
Finegan J. The Archeology of the New Testament. New Jersey. 1969;
Livio J.B. L’enigmatique pays des Gerasenies.// Bible et Terre Sainte, No. 152 (juin 1973);
Ovadiah A. A Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970;
Ovadiah A. Two Notes on the Early Byzantine Complex at Kursi.// PEQ, 109 (1977);
Ovadiah A. Aspects of Christian Archeology in the Holy Land. // LA 41 (1991);
Ovadiah A. Liturgical Modifications in the Early Byzantine Church in Erettz Israel.// LA 55 (2005);
Heiska Nina. The Economy and the Livelyhoods of the Early Christian Monasteries in Palestine. Helsinki. 2003 and others


Фото автора


Приглашаем также на сайт Семь золотых рыбок. В рубриках о путешествиях и творчестве сайт представляет серии статей и заметок о различных памятниках истории, культуры и архитектуры.

Следующая страница: Базилика в Курси. Строительная техника и внутреннее убранство

• Главная   • История развития строительных технологий   • Базилика в Курси. Исторические сведения  


 
 
 
    © ТО "Строй Формула", 2010-2015. Строительные истории.
Строительство, ремонт, история развития строительных технологий, справочные данные
Карта сайта